3. Не существует однозначного определения применяемости определенной модели гидроруля для конкретной модели колесной самоходной машины.
Разные модели гидрорулей, отличаются внутренним устройством, технологией производства и, как результат, выходными параметрами, которые определяют эргономику функционирования гидросистемы на машине. Таким образом, на одну и ту же машину можно установить гидроруль типа «Е» (снят с производства в 2006 г., производства ОАО «Елецгидроагрегат», РФ), У245009, ОКР3, ОКР4 (ЗАО «Стройгидравлика», Украина), Д00 (Беларусь), и другие аналоги производства заводов «Данфос», (Дания), «Лифам», «1-я пятилетка» (Сербия) и др.
Так, например, в 80-е – 90-е годы, завод «Погрузчик» применял гидрорули У245006/02 (250 см3), затем перешел на использование более современной модели У245009/250, при этом одновременно используя гидрорули болгарского производства ХУ-245, гидрорули производства ГДР «Орста» и др. В период создания рыночных отношений завод «Погрузчик» применял в основном гидрорули «Е». В настоящее время, в связи с ликвидацией производства гидрорулей на ОАО «Елецгидроагрегат», ЗАО «Орел-Погрузчик» может применять в качестве основной модели любой из вариантов гидрорулей – У245009, ОКР3, ОКР4.
В качестве другого примера, можно привести завод МоАЗ, производящий скреперы, тяжелые погрузчики. В настоящее время этот завод применяет устаревшую модель рулевой системы У245007 (гидроруль + клапан приоритетный + усилитель потока). В середине 90-х завод МоАЗ использовал г/рули ОКР6 + клапан приоритетный, позже пытался создать собственное производство новой модели, аналогичной модели ОКР6 + ОКП1, однако серийное производство на МоАЗе не было налажено.
Гидрорули ОКР6+ОКП1 также поставляются на ЗАО «ПТЗ» дочернее общество ОА «Кировский з-д», где они применяются на тракторах К-744, колесных фронтальных погрузчиках ПК-6 и колесных бульдозерах БКУ-01. Указанная модель гидроруля применяется также на фронтальных погрузчиках ULT-220 (завод ИМК «14 октобар», Сербия).
ВЫВОДЫ:
1. Гидрорули (моделей У245006, У245009, ОКР3, ОКР4, ОКР6 с клапаном приоритетным ОКП1) являются составной частью рулевых систем машин строительного и дорожного назначения.
2. Большинство моделей гидрорулей взаимозаменяемы, независимо от производителя этих рулей, зачастую имеют универсальный посадочный размер, применяемость их универсальна и определена в основном производительностью (типоразмером) гидроруля.
Применяемость гидрорулей
ИНДЕКС ГИДРОРУЛЯ
МАРКА МАШИНЫ
У245009/80
МРГ.01.80
Т/80 (Д00.100)
Е/80
ДЗ-143, ДЗ-180 (АО «Брянский Арсенал»). Самоходное шасси Т-40 (ХЗТСШ). Владимирский трактор (ВТЗ)
У245009/125
МРГ.01.125
Т/125 (Д00.100)
Е/125
ДЗ-122 (Орловский «Дормаш»). Трактора МТЗ, ЮМЗ. Рыбинские катки (АО «Раскат»)
У245009/160
МРГ.01.160
Т/160 (Д00.160)
Е/125
Болгарские автопогрузчики.
Львовские автопогрузчики. Рыбинские катки (АО «Раскат»). Липецкий трактор (ЛТЗ)
У245009/250
МРГ.01.250
Т/250 (Д00.125)
Е/250
Орловский погрузчик ТО-30 (АО «Погрузчик»). Тверской экскаватор ЭО 3323, ЭО 3322. Прочие колесные экскаваторы
У245006/01
МРГ.01.500
Т/500 (Д00.500)
Е/500
Челябинский автогрейдер ДЗ-98 (ЧЗК). Автосамосвалы,
погрузчики МоАЗ. Трактор Т-150К, Т-156 (ХТЗ)
У254006/00
У254009/00
МРГ.01.1000
Е/1000П, Е/1000, ОКР3/1000
Погрузчики ТО-18, ТО-28 (З-д «Ударник», Минск). Рыбинские катки (АО «Раскат»)
У245006/… - одна из первых очень удачных разработок гидрорулей. В настоящее время на серийные машины не устанавливается, однако выпускается по сегодняшний день в запчасти.
Характерные особенности, позволившие добиться высокой надежности гидроруля и меньшей чувствительности к грязи в масле по сравнению с зарубежными аналогами (DANFOSS, ORSTA, LIFAM, ХУ-…):
- Неподвижный во вращательном направлении золотник;
- Шестеренный гидромотор в качестве г/мотора обратной связи.
В этом гидроруле отсутствуют предохранительные клапаны, поэтому его нельзя рекомендовать в качестве замены какого-либо другого руля. Однако этот гидроруль можно заменить на У245009/… или ОКР4/…. Потребуются определенные доработки на машине для состыковки различных присоединительных размеров, в том числе валик переходной (У245006 имеет цилиндрический вал наружу, У245009 – шлицевой вал внутрь).
Модели У245009/..., Е/... и Т/...
Эти гидрорули представляют одну и ту же разработку 80-х, принадлежащую ОАО «ВНИИСтройдормаш», которая была передана еще в период СССР на различные заводы: сначала в Одессу, где г/рулю был присвоен индекс У245009/…, затем в Могилев (индекс Т/…) и Елец (индекс Е/…).
Неподвижный во вращательном направлении золотник и шестеренный гидромотор в качестве г/мотора обратной связи также нашли применение в этой модели, что также, как и для У245006/… сделали эту модель более привлекательной по сравнению с импортными аналогами для отечественного производителя.
МРГ.01…-01 и МРГ.01…-02 – упрощенная модель между гидроруля У245009/…. Имеет все габаритные и присоединительные размеры как на У245009/…. Однако, в этом гидроруле сравнению с <У245009/…>, отсутствуют встроенные предохранительные клапаны, так же, как и на У245006/….
МРГ/… имеет исполнение «с гладким валом наружу», как у У245006/… и «с шлицевым валом внутрь», как у У245009/…
МРГ/… выпускался и поставлялся на заводы как отдельным блоком, так и в комплекте с прифланцованным блоком клапанов.
Серийно эти гидрорули не производятся. Рекомендуется замена следующим образом:
Гидроруль МРГ.01…-01 исполнения «с шлицевым валом внутрь» можно заменять на У245009/… без каких – либо переделок. Гидроруль МРГ.01…-02 исполнения «с цилиндрическим валом наружу» заменяется с использованием переходного валика.
Модели ТОО/…, НДО…, HKUS-…, LIFAM, DANFOSS имеют в своей основе единое конструктивное решение. Это – героторные гидрорули, т. е. используют в качестве гидромотора обратной связи планетарный гидромотор героторного типа. Эти гидрорули чувствительны к грязи и посторонним включениям в рабочую жидкость. Между собой эти г/рули абсолютно взаимозаменяемы. Надо только обращать внимание на давление, на которое настроен гидроруль (К примеру, давление 80 и 100 атм, на которые настраивают большую массу гидрорулей ТОО/… применяется в основном на автогрейдерах, а любой погрузчик требует мин. давление настойки предохранительных клапанов гидроруля – 160 атм.) и на размер отверстий под штуцера – различные заводы-изготовители СДМ заказывают гидрорули с разными размерами под штуцера: М20*1.5; М22*1,5; встречается также дюймовая резьба. (HKUS-…, к примеру, поставлялся на львовский погрузчик с дюймовой резьбой)
Заменять эти модели гидрорулей на ОКР4/… или У245009/… возможно. Монтажные размеры у них одинаковы. При замена на ОКР4/… - полная взаимозаменяемость. В случае замены на У245009/… необходимо учесть иное подключение гидравлических подводов. (При замене не забудьте про размеры штуцеров! На У245009/… и ОКР4/… применяются М20*1,5.)
Гидроруль ОКР4/… .
Это – современная модель разработки ООО «Гидроруль». Помимо внедрения в конструкцию новых решений, повышающих эксплуатационные качества г/руля, ОКР4/… унифицирован по посадочным и присоединительным размерам, а также по расположению гидравлических отверстий с основным рядом импортных гидрорулей. Лицензия на разработку принадлежит ООО «Гидроруль».
Модель НДМ… – оригинальная конструкция ОАО «Омскгидропривод». Не стандартизована по присоединительным размерам.
Различают 2 исполнения этой модели: без гидроусилителя (НДМ…) и с встроенным усилителем (НДМ…-У…).
Основные типоразмеры – НДМ-125 (Применяется на рыбинских катках), НДМ-80У250 (Экскаваторы Тверского экскаваторного завода) и НДМ-200У600 (Автогрейдеры ДЗ-98, Челябинск).